Ульяновск, ул. Врача Михайлова, д.53
(8422) 72-55-99

ММД (малая мозговая дисфункция) у детей

На занятиях в саду ваш кроха часто отвлекается, крутится, как юла. В чем дело? Загадочная аббревиатура ММД (минимальная мозговая дисфункция) в детской неврологии появилась относительно недавно. Так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. На их фоне у малышей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства.
 
Нелегко в учении
 
И хотя речь идет о легких нарушениях, неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или, наоборот, слишком "тихих" — таких детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники. Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе "списывают со счетов", полагая, что больших успехов эти "лодыри" все равно не добьются. А между тем малыши с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети. Просто обучаться нашим героям труднее, а значит, и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь, а вовсе не обвинения в лени и невнимательности.
 
В чем причина?
 
Самая частая причина ММД — родовая травма , которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами "асфиксия", "гипоксия плода", "повреждения шейного отдела позвоночника", "перинатальная энцефалопатия"... По оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. Стремительное прохождение по родовым путям, окситоциновая стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это может спустя годы аукнуться ослаблением той или иной функции детского организма. Почему же не сразу? Требуется время, чтобы малыш дорос до очередного этапа на котором проявится давно заложенное нарушение. Вот и получается, что диагноз "ММД" чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Малыш начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе во всеуслышание. Бывает, что ребенок бойко читает, а в тетради выводит каракули. Или, наоборот с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут "подкачать" устный счет, внимание или память. Некоторые дети путаются в пространственных ориентирах "право-лево", "верх-низ", зеркально воспроизводят на письме числа и буквы. Бывают и другие отклонения, но всплывают они уже в школе или на подготовительных занятиях. Однако внимательные родители смогут заподозрить неладное задолго до ученической поры.
 
Как это бывает?
 
Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Потому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого крохи — индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД?
- В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
- Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
- У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, несимметричное лицо, слишком оттопырены уши (избыточная лопоухость).
- Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
- Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или, наоборот, излишне гиподинамичен: тихий и незаметный всегда и во всем.
- На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции, делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
- Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло,отказываясь вставать. Скорее всего вы считаете его "совенком".
- Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
- Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
- Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х-образную форму ног.
- Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
- Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи).
- Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
- Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
- Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстает от сверстников.
- Он испытывают затруднения привыполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (не обязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей - иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.
 
Памятка для родителей
 
Еще раз остановимся на том, что ребятишки с ММД иначе, чем остальные малыши, воспринимают и усваивают информацию, они чуть по-другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важна роль здесь отводится родителям:

- Самое главное — соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, что­бы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и то же время. Привычные дей­ствия синхронизируют работу нервной системы. А отступления от режима вно­сят разлад в нервные процессы.
- Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повто­ряйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), на­капливает и однажды обязательно вы­даст ее на-гора.
- Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Напри­мер, не стоит говорить: "Отступи четы­ре клеточки", лучше просто покажите пальцем.
- Если ребенок требует вашего при­сутствия при выполнении каких-либо за­даний — посидите рядом. Зачастую ма­лышу нужна даже не помощь, а просто поддержка. Не переживайте: со време­нем его самостоятельность обязательно проявится,
- Не заставляйте кроху сидеть не­подвижно все время занятий, чаще ус­траивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диа­фрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий малыш пе­ревозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосно­вения, поглаживания).
- Следите, чтобы ребенок спал не ме­нее 10 часов в сутки. Желательно со­хранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в те­чение дня (но не вечером!). Не пере­гружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физичес­ки, то заснет без проблем.
- Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, пазлы, конс­труктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, про­странственную ориентировку и усид­чивость.
- Следите за тем, чтобы рацион крохи включал продукты с повышенным со­держанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, све­жие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
- Из спортивных занятий малышу по­лезны плавание, хореография, художес­твенная гимнастика, танцы и гармонизи­рующие восточные единоборства — ушу, айкидо (но не карате!).
- Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть не­продолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал, ак­куратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение ва­шему малышу ни к чему.
- Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походе к врачу, примерном поведении в теат­ре и т.д.).
- Минимизируйте "общение'' с телеви­зором и компьютером (не более 30 мин в день!).
- Скорректировать состояние малы­ша помогут лечебные ванны,- солевые (2 стол. ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды — 37-39°С. После процедуры ополосните малыша водой на 1°С прохладнее, наденьте пижамку и уложите в постель.
- Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружали доброжелательная атмос­фера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!
 
Чем поможет остеопатия?
 
При лечении ММД хорошо зарекомен­довал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат в отличие от узких специалистов рабо­тает сразу со всеми системами, рассмат­ривая организм как единое целое. Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздей­ствие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращение и венозный отток. Задача остеопата — понять, что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливает любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лече­ние может быть весьма эффективным. Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 мяг­ких техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко „поправить" косточки и убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А дальше организм начнет работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие малыша в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления. Более того, опытный врач сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.
Остеопатическое лечение безболезнен­но, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и на­значаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество про­цедур всегда определяется индивиду­ально для каждого ребенка.

Дмитрий Титов
невролог, доктор-остеопат
(журнал "Мой ребенок", ноябрь 2008)